Продуктовая компания или бодишоп?

В представлении многих отечественная IT-индустрия все еще прочно ассоциируется с тем, что называется bodyshop («бодишоп»). Под «бодишопом» понимают компанию, главная задача которой – «продать» своих программистов заказчику, который, как правило, находится в какой-то из стран с более развитым рынком IT-услуг. Хотя формально программисты остаются работать в российском офисе, заказчик получает право распоряжаться сотрудником как его работодатель и полностью интегрирует его в свой проект. Такие компании иногда в шутку называют «галерами», а работающих в них – «гребцами».

Суть модели бизнеса «бодишопа» в том, что заказчик платит за объем работ, то есть за час работы программиста, немного бόльшую таксу, чем владелец bodyshop-компании выплачивает своим работникам. И все равно эта стоимость остается очень привлекательной для заказчика. Сегодня эта модель настолько популярна среди IT-компаний, что её, зачастую, отождествляют с понятием аутсорсинга как такого.

По другую сторону баррикад – продуктовые компании. Компании, работающие по такой модели, ориентированы на создание и поддержку собственного продукта. Компания получает прибыль с продукта и сама её распределяет. Структура, методология и процессы здесь могут быть выстроены самыми разными способами. Компания может быть как стартапом, так и компанией, уже давно обосновавшейся на рынке.

В какой же компании лучше работать? У обоих подходов есть как свои плюсы, так и минусы.

При работе в «бодишопе» больше важна скорость. Основные требования диктует заказчик и места для манёвров не так много. Отдельной головной болью являются legacy-проекты, возиться с которыми мало кому по душе. Зачастую в подобных компаниях огромные штаты разработчиков, а менеджмент не так близок к народу. С одной стороны, у такой компании много заказчиков и различных проектов с самым разным технологическим стеком, с другой – «бенч» остаётся частым явлением. Большим плюсом работы в такой компании остается гибкость – в большинстве компаний вы можете прыгать с одного проекта на другой, как только захочется поработать над чем-то другим.

В продуктовой компании в приоритет ставится качество продукта, а инициатива, зачастую, может исходить от разработчика: он самостоятельно принимает решения и предлагает новые фичи, может быть свободен в выборе стека и т. д. Во многих подобных компаниях работа больше напоминает R&D, когда нужно решать сложные и интересные задачи. Однако, не в каждой продуктовой компании это есть. В монопродуктовых компаниях, зачастую, вся работа сводится лишь к поддержке уже давно запущенного продукта, а интересного в этом мало. Преимуществом здесь, также, является то, что вы можете углубить свои знания в каких-то конкретных технологиях, причем, вопреки стереотипам, не в каждой продуктовой компании стек не меняется годами. Работа над собственным продуктом позволяет создавать что-то новое и не зависеть от мнения заказчиков.

А что по деньгам? Тут, пожалуй, все индивидуально. Есть стартапы, которые подняли раунд инвестиций и довольно щедры в вилках, а есть крупные компании, работающие по модели «бодишоп», которые за счет раскрученности бренда держат вилки ниже среднего по рынку.

Так или иначе, мы за то, что каждому ближе что-то свое. И никто не запрещает вам попробовать оба варианта и решить для себя, в какой же компании работать будет наиболее комфортно и интересно 😉

Кстати, среди наших партнеров есть и продуктовая компания, недавно поднявшая 100 млн от ФРИИ, которая работает над собственным SaaS-продуктом на базе технологии IoT и bodyshop-проект для британских клиентов с зарплатой в фунтах стерлингов и множество других. Будем рады подобрать вам «компанию мечты» 🙂